Трудно найти что-то более подходящее для открытия семидесятого юбилейного концертного сезона областной филармонии, чем Симфония № 5 до минор Людвига ван Бетховена. Она обрушивается на слушателя знаменитыми бетховенскими «Ударами судьбы» — музыкальной метафорой неумолимого бедствия, потрясающего самую суть человеческой души и последующим яростным противостоянием этому роковому, казалось бы, напору враждебных сил.
…На сцене Камерный оркестр Оренбургской филармонии и его главный дирижёр Олег Бураков. Его манера дирижирования необычайно привлекательна. Он буквально неистовствует за дирижерским пультом, заставляя музыкантов, а следом и слушателей, погружаться в бурные волны бетховенских созвучий. Оркестр подчинён его воле полностью, звучит слаженно и вдохновенно, как и следует звучать музыкальному коллективу, взявшемуся за такое произведение такого автора.
Но почему именно Бетховен сегодня столь актуален? Поразмышляем о юбилейной дате; Оренбургская (тогда Чкаловская) филармония была основана в 1943 году. Гремели орудийные раскаты. Судьба страны была не очевидна. Фашисты были ещё сильны. До Победы над врагом было далеко, и по-бетховенски мощные удары Судьбы по-прежнему грозно раздавались над бескрайними просторами Родины. Но в далёком от фронта Чкалове люди думали, изыскивали средства, собирали музыкальные силы, чтобы открыть филармонию.
Сейчас, порой, можно услышать банальную формулировку: «Будет хлеб — будут и песни». (Типа того, что вот нажрёмся от пуза и запоём во весь голос). Но именно в суровые военные годы, как никогда прежде, стало ясно: никакая победа невозможна без душевного подъёма, без обращения к самым глубинам человеческой сути, без вдохновляющей силы Веры и Искусства. Не случайно именно в 1943 начали освобождать Никольский собор от архивов НКВД, чтобы начать в нём богослужения Русской Православной Церкви, именно тогда же началась и филармоническая деятельность в насквозь тыловом Чкалове.
Над городом не кружили немецкие бомбардировщики. Но в три смены работали заводы, выпускавшие патроны, мины, истребители, солдатское обмундирование, предметы армейского обихода; формировались воинские части, уходящие на передовую. Во дворах, где были водоразборные колонки, женщины руками в холодной воде отмывали солдатские гимнастерки, заскорузлые от запекшейся крови. Их снимали с раненых бойцов и командиров, прибывавших в город на лечение в госпиталях, базирующихся в школьных зданиях.
Документированную историю областной филармонии ещё только предстоит написать, но очевидно, что первые концерты солистов филармонии проходили именно в госпиталях перед, как тогда говорили, ранбольными.
И влияние таких концертов трудно было переоценить. Главный врач Оренбургского госпиталя ветеранов войны Владимир Сукач как о медицински-достоверном факте говорит о положительной динамике процессов выздоровления пациентов, контактирующих с явлениями искусства.
…Между тем, пока мы предавались размышлениям об истории зарождения филармонической деятельности на фоне бетховенской симфонии, повествующей о торжестве Правды над Злом, все четыре части были исполнены и зал взорвался аплодисментами, встав со своих кресел.
Счастливый Олег Бураков поднимал со своих мест оркестрантов. Они заслужили и эти аплодисменты, и комплименты дирижёра: и струнная, и духовая группы, и блистательная во всех смыслах «медь». Оркестр по-прежнему называется Камерным. Но, похоже, ему остаётся всего полтакта до полноценного симфонического. Работа с таким сложнейшим композитором, как Бетховен, доказала способность и дирижёра, и оркестрантов одолевать творческие задачи любого уровня.
А оренбуржцы имеют право требовать от депутатов и власти решения этого давно назревшего вопроса. И никакие ссылки на трудные времена и дефицит бюджета не могут быть признаны состоятельными. Нашлись же деньги в куда более трудные времена семь десятилетий назад. Похоже, это начинают понимать и в Заксобе, и Правительстве области. Не случайно на открытие филармонического сезона пришел Виктор Шориков — министр культуры области, а также Игорь Сухарев — заместитель председателя Законодательного собрания области и секретарь региональной «Единой России».
Все эти размышления можно было бы списать на приступ местного патриотизма, когда всё своё хорошо только потому, что своё. Но в этот вечер наш Камерный выдержал ещё одно серьёзное испытание. Два произведения музыкального гения всех времён и народов Моцарта — концерт для скрипки №3 соль мажор и концерную симфонию для скрипки и альта с оркестром ми бемоль мажор — исполняли два лауреата российских и международных конкурсов братья Иван и Михаил Почекины, с которыми за честь почитают концертировать лучшие симфонические коллективы мира. Для оренбургских музыкантов работа с исполнителями такого ранга есть своеобразный сертификат музыкального качества: «могут!».
Директор филармонии Валерий Попов волновался не напрасно: открытие юбилейного сезона, да ещё на столь высокой ноте — дорогого стоит. Но, как говорится, ни одной фальшивой ноты не прозвучало. И это столь важно в преддверии 2014 года, названного в стране и у нас в области Годом культуры.
П.Г.Рыков