Начиная новый учебный год, каждый преподаватель вуза, работающий с первокурсниками, сталкивается с важной и значимой проблемой: знаний, с которыми приходят бывшие школьники, недостаточно для обучения в высшем учебном заведении.
На факультете журналистики традиционно на первом занятии по русскому языку проходит диктант, который сразу же показывает, насколько плачевно обстоит дело с русским языком в школах и как много необходимо сделать в стенах вуза, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. У первокурсников, имеющих достаточно высокие баллы по ЕГЭ (от 60 до 92 в этом году), грамотность сильно «хромает». 60% студентов направления подготовки «Журналистика» и 90% направления подготовки «Связи с общественностью» получили неудовлетворительные оценки. Есть над чем задуматься.
Школа – это первая и очень важная ступень в становлении и развитии человека как личности. Данную аксиому понимает каждый выпускник общеобразовательного учреждения, она не вызывает сомнений. Однако, придя в высшее учебное заведение, бывший школьник (даже прилежный ученик) вдруг осознает, насколько ему не хватает знаний, порой даже самых элементарных, для того, чтобы легко и с удовольствием осваивать программу вуза.
Казалось бы, в чем проблема? В школе хорошо учились, учителя хвалили, говорили, что все необходимые для дальнейшей учебы знания есть. А уже в начале сентября каждый начинающий студент понимает то, что надо заново осваивать те дисциплины, в которых был уверен на сто процентов, да и результаты ЕГЭ обнадеживали, показав высокий уровень знаний.
Возникают логичные вопросы: что же происходит с нашей системой образования? Почему первый этап обучения в школе не дает сегодня того уровня знаний, который необходим для современного вуза? Ответа нет.
Вуз сегодня – это то учреждение, в котором человек учится всего лишь четыре года (бакалавриат), это и так слишком мало для того, чтобы стать высококлассным специалистом. А здесь еще приходится заново проходить то, чего не доучили в школе. Обидно до слез, жаль времени и потраченных сил, ведь всего этого можно избежать, если была бы скоординирована система образования в целом на уровне «школа-вуз»: выпускные классы школы как начальная ступень вуза. Но этого нет, так как главное сегодня успешно сдать ЕГЭ. Отсюда в школе идет прямое натаскивание на получение высоких баллов по предметам, и никто не думает о том, как будет себя чувствовать первокурсник, переступив порог высшего учебного заведения.
В школе учителя постоянно, по-матерински, помогали понять ученику, что делать, как быть, и это помогало. Вуз не дает такой возможности. Каждый преподаватель понимает, что студент – взрослый человек, осознанно выбравший ту или иную профессию. Поэтому для каждого в вузе предоставлено множество возможностей, первая и главная из которых – это самостоятельность, позволяющая, прежде всего, самому осознать, насколько знания тебе необходимы и важны. Именно от этого зависит эффективность обучения для каждого студента. Как важно, чтобы каждый первокурсник это понимал, еще на этапе подачи заявлений в высшее учебное заведение.