17 октября 2013 года на фестивале «Восток & Запад. Классика и Авангард» была представлена работа Андрея Богатырева «Иуда» по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».
Весь зал кинотеатра «Космос» был заполнен людьми; кому не хватило места, сидели на полу. Я с подругой расположилась на предпоследнем ряду, недалеко от жюри. «Иуду» ждала с нетерпением, так как год назад была на встрече с режиссёром, который приезжал в Оренбург, чтобы презентовать свой фильм.
Вот загорелся экран. В зале полная тишина. Ведь картина достаточно серьезная, касающаяся религиозной темы. Я смотрела ее на одном дыхании, в каких-то моментах у меня выступали слезы.
Режиссер не полемизировал с представлением церкви о поступке Иуды, он пытался понять его истинную причину. Почему же, когда Иуда украл казну, Учитель не прогнал его, а позволил идти рядом? Другие апостолы слепо идут за учителем, однако «предатель» пытается понять: зачем и куда? Он хочет разгадать миссию Сына Божьего. В итоге он понимает, что учение Христа может погибнуть, не принеся человечеству пользы. Тогда он решает предать Христа: «…убив человека… разве я не спас Бога?».
Главную роль великолепно исполнил Алексей Шевченков. В его интерпретации Иуда — страшный и мерзкий вор, который не скрывает своей сущности. Однако парадокс заключается в том, что Иуда — единственный, кто понимает Христа, и предает его, но предает любя.
Изображая прошлое, режиссер поднимает актуальные проблемы: часто люди ведут себя как стадо, не задумываясь, делают что-то или идут за кем-то, не понимая смысла и не видя истины.
После окончания сеанса, зрители задавали вопросы Богатыреву. Естественно, мнения о фильме были противоречивы. «Почему в вашем фильме шесть апостолов, а не девять?» или «Почему фильм снят на низине, ведь Голгофа – это возвышенность!». Эти неточности режиссер объяснял тем, что хотел уйти от шаблонов, не ехать туда, где уже не раз подобное снималось: «Неважно время и место, важна суть!». В этом я полностью согласна с автором.
Этот фильм я советовала бы посмотреть многим, но не воспринимать все буквально, а начать думать иначе.