С 11 по 16 февраля 2013 года на факультете журналистики студенты 1-4 курсов специальностей: «Журналистика» и «Связи с общественностью» писали диктант. Его проводил декан факультета П.Г. Рыков. Анализ результатов диктанта показал, что в целом студенты справились с поставленной задачей: из 128 человек, написавших диктант, 14 студентов (11%) получили оценку «отлично», 73 (57%) – «хорошо», 41 (32%) – «удовлетворительно». При этом следует заметить, что практически все диктанты были даны из публицистики, где было достаточно много авторских знаков.
Если анализировать типичные ошибки, допущенные студентами, то следует обратить особое внимание на следующие орфограммы и пунктограммы:
- правописание суффиксов имен существительных (43 чел.; 34%), правописание словарных слов (27 чел.; 21%), слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными (11 чел.; 9%), прописные буквы в собственных именах(13 чел.; 10%);
- знаки препинания в предложениях с однородными членами (42 чел.; 33%), знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (22 чел.; 17%), обособление уточняющих членов предложения (24 чел.; 19%), знаки препинания в предложениях с вводными словами (8 чел.; 6%), употребление тире между членами предложения (9 чел.; 7%), знаки препинания в сравнительных оборотах (10 чел.; 8%), обособление определений (14 чел.; 11%), знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения (7 чел.; 5%), знаки препинания в обращении (12 чел.; 9%).
Хотелось бы также обратить внимание и на написание слов с такими орфограммами, как: правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях, слитное и раздельное НЕ с разными частями речи, правописание падежных окончаний имен существительных.
Анализ результатов диктанта показал, что на лаврах почивать не следует. Необходима большая и кропотливая работа не столько над допущенными ошибками, сколько над грамотностью студентов в целом.
Проблема грамотности современных молодых людей – это серьезная проблема, с которой сталкиваются сегодня все педагоги-филологи высшей школы. К сожалению, с началом проведения ЕГЭ в средних школах высшие учебные заведения стали получать в основном малограмотных студентов, которые прекрасно решают тесты, но писать без ошибок не могут. На протяжении последних лет на факультете журналистики ведется не утешительная статистика: первый диктант, проводимый в начале сентября, показывает печальные результаты, до 60-80% студентов получают неудовлетворительные оценки.
Конечно, можно было бы все свалить только на учителей средней школы, обвинив их во всех смертных грехах, но нам бы этого не хотелось делать. На первый курс в вузе приходят такие студенты, которых уже мы должны сделать грамотными. И для этого на факультете всеми преподавателями на разных дисциплинах проводится большая работа: написание диктантов; выполнение творческих заданий (эссе, убеждающие выступления, монологи и т.д.); постоянная работа с орфограммами и пунктуацией; конкурсы выразительного чтения; анализ текстов и т.д. Рассматривая данную проблему, хочется отметить, что во многом безграмотность сегодняшних молодых людей определяется нежеланием читать художественную и публицистическую литературу, работать над своими ошибками, ежедневно писать, «натаскивая руку» («ни дня без строчки»). А именно это во многом позволяет сделать нашу речь грамотнее.
Именно с грамотности начинается наша языковая культура, которая определяет национальную принадлежность. Сегодня каждому важно понимать, что именно язык помогает созданию национальной культуры, национального мышления (ментальности), национальной индивидуальности, без чего невозможно сохранение страны в целом.