Можно прожить тысячу лет, и даже две тысячи. Но ничего вокруг не изменится: тот же песок, те же пирамиды, те же иероглифы. И пространство вокруг тебя ограничено линией горизонта. А твои возможности познавать мир определяются способностью верблюда обходиться без воды. И так — тысячу лет подряд. Именно поэтому на старинных географических картах встречаются указания следующего характера: «А дальше живут люди с пёсьими головами».
Нам повезло. Мы живем в эпоху, когда на наших глазах и при нашем участии стираются привычные представления о досягаемости иных пространств. Это касается и географических понятий. Но ещё в большей степени – пространств информационных. Всего двадцать лет назад замолчали «глушилки». По всей стране работали специальные радиостанции, которые накладывали свой сигнал на частоту, где вещали радиостанции вероятного противника – всякого рода «Голоса». В возникавшем вое и треске глохли слова, рассказывающие о том, что есть иная точка зрения на происходящие в мире события, чем та, которую проповедовали пропагандисты коммунистического режима. Закрытие системы глушения было актом политическим.
Но сегодняшние изменения – это следствие прихода новых технологий массовых коммуникаций. Интернет уже перестал быть привилегией избранных, религией «посвященных». Миллионы людей ежесекундно выходят в Сеть, не задумываясь о физических законах, на которых основано её существование, и не предавая никакого значения принципам управления этой всемирной паутиной. Сейчас можно поговорить с помощью сети с подругой, уехавшей за тридевять земель счастья искать, поцеловать по Skype любимую бабушку, выведать секрет вкусненького салата и тут же отписывать из умных книг длинные отрывки и скомпилировать из них курсовую работу по любой из изучаемых в университете дисциплин.
Появление Сети изменяет на наших глазах отношение к профессии вестника, информатора, создателя новостных лент. Греческий гоплит в полном снаряжении пробежал от Марафона к Афинам, чтобы донести весть о победе греков. Этот первый военный корреспондент умер, добежавши. Такова была цена новости. Сегодня мы в прямом эфире видим, как взрываются боеприпасы на полигоне под Оренбургом. И первым «картинку» транслирует некто с балкона 10 этажа нашего университета. И только потом в дело включаются телекомпании. Неуклонно падающие тиражи газет свидетельствуют о том, что люди предпочитают узнавать новости всё из той же «паутины». Собственными сайтами, Интернет-вещанием занимаются и газеты, и радиостанции, и телеканалы. Возникают новые типы медиаструктур, в которых журналист должен будет встраиваться в предлагаемые техническим прогрессом обстоятельства. Приведет ли это к исчезновению газет, телерадиостанций в их привычном виде? Ответ на этот вопрос мне не известен.
Я думаю, что великие и вечные Пирамиды в Гизе простоят ещё несколько тысячелетий. Но мир, который начинается у подножия Вечности, меняется стремительно и бесповоротно. Конечно, если кто-то не выдернет вилку из розетки.
Декан. Рыков П.Г.