«- Так! 30-ого у нас последний экзамен, а потом можно отдыхать аж два месяца!», — помнится, была первая мысль, когда на первом курсе я увидела расписание экзаменов на летнюю сессию. «- Чего? Отдыхать? Ну ты, дорогуша, размечталась! А практика?» — пришла следом вторая мысль и разом убила всю веру в чудеса и беззаботное, светлое «завтра»…
А всё потому, что мало, оказывается, на протяжении трёх недель учебной практики просто имитировать бурную журналистскую деятельность, после летних каникул придётся еще и отчет предоставить, причём правильно оформленный и с приложением всего того материала, что вы, в идеале, должны наработать за это время… Но не так это все страшно, как я тут вам начала малевать! Практика – это не только возможность в очередной раз проверить ваше мастерство складывать слова в предложения по смыслу и называть полученное в результате статьёй, но и способ доказать, что все то, что вы изучаете на лекциях, вам безусловно пригодится в вашей деятельности!
Во-первых, вам, конечно, пригодится курс физической культуры. А вы думали, что просто так, для поддержания традиции, в любую погоду отдаете стадиону «Прогресс» полтора часа вашей жизни два раза в неделю? Как бы не так! Поступив в распоряжение руководителя по практики от учреждения, вы автоматически становитесь мальчиком или девочкой (уж кому как повезло) «на побегушках». И пробег ваш за сутки составит в среднем около восьми километров.
Во-вторых, логика! Нет, не для того, чтобы пытаться найти эту логику в словах главного редактора. Эта наука придёт на помощь, когда вам просто необходимо будет выстроить логическую цепочку доводов, чтобы уйти пораньше. Сюда я бы еще отнесла и жизненную важность психологии, которая поведает о правилах поведения при оглашении не совсем достоверных причин вашего ухода, опоздания или несдачи вовремя материала, но эта дисциплина преподаётся на старших курсах.
В-третьих, культура общения. Царица наук, я бы даже сказала! Спеша на практику в переполненном автобусе, как удержаться и не нахамить всему миру, который в лице женщины с авоськами наступил вам на новые, чистые кеды? Как правильно указать дорогу гражданам, которые специально лезут в камеру и портят кадр? Как не показать своим видом респонденту, что вам, мягко скажем, неинтересно слушать про посевы пшеницы и поголовье крупнорогатого скота в колхозе «Путь Ленина»? Но эта дисциплина тоже станет вам известна только на втором курсе, так что, дорогие перваши, пока вам могу посоветовать пить валериану и, как говорил Карлсон, спокойствие! Только спокойствие!
А если серьёзно, то первая учебная практика – это, безусловно, значимый компонент обучения. Очень важно на этом этапе именно заинтересовать практиканта выбранной профессией. Пусть он почувствует себя в какой-то мере самостоятельным, пусть предлагает свои темы и, вместе с тем, ощущает на себе полную ответственность за свою публикацию. Важно дать понять студенту, что от его материала может многое зависеть. За это высказываются и представители нашего первого курса. Конечно, нужно показать и рутинную, ежедневную и зачастую не очень увлекательную сторону журналистской медали, чтобы практикант мог ясно представлять будущую профессию.
Уважаемые руководители! Указывайте нам на наши ошибки, ругайте нас, перечеркивайте наши статьи и отправляйте писать заново! Это тоже важно! Но, пожалуйста, наряду с объяснениями, как делать не нужно, растолкуйте нам, как нужно, как правильно, а лучше, покажите на примере! Мы ведь не такие бестолковые, как кажемся. Правда!…
Анна СОЛОДКИНА.