С 11 по 16 февраля 2013 года на факультете журналистики студенты 1-4 курсов специальностей: «Журналистика» и «Связи с общественностью» писали диктант. Его проводил декан факультета П.Г. Рыков. Анализ результатов диктанта показал, что в целом студенты справились с поставленной задачей: из 128 человек, написавших диктант, 14 студентов (11%) получили оценку «отлично», 73 (57%) – «хорошо», 41 (32%) – «удовлетворительно». При этом следует заметить, что практически все диктанты были даны из публицистики, где достаточно много авторских знаков.
Типичные ошибки, допущенные студентами, – это правописание суффиксов имен существительных, правописание словарных слов, слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными, прописные буквы в собственных именах; знаки препинания в предложениях с однородными членами, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Хотелось бы также обратить внимание и на написание слов с такими орфограммами, как: правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях, слитное и раздельное НЕ с разными частями речи, правописание падежных окончаний имен существительных.
Проблема грамотности современных молодых людей, с которой сталкиваются сегодня все педагоги высшей школы, возникла с началом проведения ЕГЭ в средних школах. Учащиеся прекрасно решают тесты, но писать без ошибок не могут.
На протяжении последних лет на факультете журналистики ведется не утешительная статистика: первый диктант, проводимый ежегодно в начале сентября, показывает печальные результаты, до 80 процентов студентов получают неудовлетворительные оценки. Это, конечно, говорит о нежелании молодых людей читать художественную и публицистическую литературу, работать над своими ошибками, ежедневно писать, «натаскивая руку» («ни дня без строчки»).
Для повышения грамотности преподавателями разных дисциплин проводится большая работа: кроме диктантов студенты выполняют творческие задания, пишут журналистские тексты, работают с орфограммами и пунктуацией, участвуют в конкурсах выразительного чтения, анализируют тексты.
Именно с грамотности начинается наша языковая культура, которая определяет национальную принадлежность. Сегодня всем важно понимать, что именно язык помогает созданию национальной культуры, национального мышления (ментальности), национальной индивидуальности, без чего невозможно сохранение страны в целом.
Л.В. Анпилогова,
к.п.н., доцент кафедры периодической печати и теории журналистики ОГУ.