«Жив ли ты – живой как жизнь?»

 08.11.2013, 17:41 ·   ·  Блоги

«Храните, чада мои милые, язык как землю.
Речь можно погубить как град, как землю, как душу…»
Стефан Неманья

В феврале 2013 года на факультете журналистики студенты 1-4 курсов специальностей и направлений подготовки: «Журналистика» и «Связи с общественностью» писали диктант. Его проводил декан факультета П.Г. Рыков. Анализ результатов диктанта показал, что в целом студенты справились с поставленной задачей: из 128 человек, написавших диктант, 14 студентов (11%) получили оценку «отлично», 73 (57%) – «хорошо», 41 (32%) – «удовлетворительно». При этом следует заметить, что практически все диктанты были даны из публицистики, где было достаточно много авторских знаков.


Однако преподаватели факультета очень хорошо понимают, что на лаврах почивать не следует. Необходима большая и кропотливая работа не столько над допущенными ошибками, сколько над грамотностью студентов в целом. Сегодня с горечью следует констатировать, что проблема грамотности современных молодых людей, с которой сталкиваются все педагоги высшей школы, возникла с началом проведения ЕГЭ в средних школах. Это подтверждает неутешительная статистика, которая ведется на протяжении последних лет на факультете журналистики: первый диктант, проводимый ежегодно в начале сентября, показывает печальные результаты (до 80% студентов получают неудовлетворительные оценки).

Выходит, что молодые люди в возрасте 17-18 лет, заканчивая школу, где они учат русский язык на протяжении 11 лет, не знают элементарных языковых норм и правил. Как это может быть? Оказывается очень просто. Введение ЕГЭ, как основной формы контроля знаний учащихся, в систему средней школы предполагает лишь «тупое» натаскивание учеников на выбор правильного ответа, часто путем простого арифметического подсчета, а не на получение глубоких и прочных знаний по предмету. Отсюда вытекает, что школьники прекрасно решают тесты, но писать без ошибок не могут. О проблемах, связанных с ЕГЭ, говорят с первых дней его введения и учителя школ, и педагоги вузов, ученые-лингвисты, филологи, представители общественности, а дело не сдвигается с мертвой точки, а лишь набирает обороты.

К сожалению, из современной школы уходят старые, проверенные временем эффективные методы работы по повышению грамотности. Педагоги-лингвисты понимают, что русский язык – это, прежде всего, постоянная практика написания, ежедневная работа над орфографией и пунктуацией, кропотливая работа над ошибками, чтение художественной и публицистической литературы. В современной школе это все сходит на нет, что также является отголосками введения ЕГЭ. При этом следует отметить еще и то, что проведение ЕГЭ способствует унификации требований к выпускникам школ, не предоставляя возможностей им проявить в полной мере свою индивидуальность, что уменьшает возможности вузов набирать незаурядных студентов.

В этой ситуации естественен вопрос: для чего используется такая система аттестации знаний, которая разрушает язык, а вместе с тем и культуру русского народа? Как долго будет продолжаться процесс надругательства над языком, ведущее к его уничтожению? Эти и другие вопросы, касающиеся экологии русского языка, возникают у всех людей, болеющих и переживающих за его сохранение.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением Лидии Корнеевны Чуковской, которая сокрушалась по поводу порчи и оскудения нашей речи: «Случилось несчастье: он [русский язык] оскудевает и мертвеет на наших глазах (и в наших ушах)…». И логичным является её восклицание, обращенное к русскому языку: «Остался у меня один вопрос: жив ли ты – живой как жизнь?»

Этот вопрос не праздный, он также волнует и представителей государственной власти, которые обеспокоены растущей безграмотностью страны.
19 февраля 2013 года Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям, рассматривая план реализации Стратегии государственной национальной политики. России на период до 2025 года, затронул вопрос о роли русского языка в современном обществе.

В. Путин заявил, что фундаментальной основой единства страны является русский язык, который и формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство: «…Знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия».

Именно поэтому была разработана Федеральная целевая программа «Русский язык на 2011–2015 годы», для реализации которой государством выделено 2,5 миллиарда рублей до 2015 года.

Данная программа должна помочь избежать лингвистической катастрофы, приводящей к катастрофе культурной и национальной. Именно с грамотности начинается наша языковая культура, определяющая национальную принадлежность. Сегодня всем важно понимать, что именно язык помогает созданию национальной культуры, национального мышления (ментальности), национальной индивидуальности, без чего невозможно сохранение страны в целом.

На этом также сконцентрировал внимание В. Путин: «Забота о русском языке и рост влияния российской культуры — это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несет в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начало патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду и старшему поколению». Язык необходимо популяризировать, так как «он является не просто хранителем целого пласта, поистине мировых достижений, но и живым пространством многомиллионного русского мира, который, конечно, значительно шире, чем сама Россия».

Великий русский язык помогает испытать разные ощущения: многостороннее и глубокое осознание жизни и самого себя, понимание друг друга, стремление заниматься творческой деятельностью, любовь к своей родной земле, Родине. Все это делает нас гражданами великой страны с великой историей. Однако есть вероятность того, что скоро мы рискуем лишиться этого богатства, перестав вкладывать мысль в слова, а пользуясь ими лишь для передачи информации, да и то не на своем родном языке.

«Отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведет к потере нацией своего лица», — говорил В. Путин на госсовете.
Проблема нашествия иноязычных слов одна из серьезнейших на со-временном этапе. К сожалению, сегодня чаще всего иноязычные слова встречаются в разных средствах массовой информации: в печати, телевидении, радио, интернете, что влечет за собой поголовное их использование, особенно молодым поколением. В связи с этим возникает вопрос: может быть, необходимы запретительные меры, не позволяющие употреблять иноязычные слова, если есть русский аналог?

Во многих странах Европы предпринимаются попытки защитить свой язык от иностранного засилья. Например, во Франции, которая имеет длительную традицию защиты частоты языка, в 1994 году был принят «Закон об использовании французского языка» («Закон Тубона»), запрещающий необоснованное использование англоамериканизмов в публичной и официальной речи под угрозой большого штрафа (от 5 тыс. франков для физического лица и 25 тыс. франков для юридического). Специальные цензоры следят за употреблением заимствований в газетах, журналах, на радио и телевидении. Правда следует заметить, что за все время действия этого закона был отмечен только один случай его применения. Но, думается, что ни штрафы и угрозы, а общественный резонанс, который вызвал данный закон, является наиболее важным в процессе защиты языка.

Принятие закона о защите французского языка послужило сигналом для начала обсуждения аналогичных законопроектов в таких странах, как: Германия, Польша (закон принят в 1999 г.), Румыния, Италия. Например, часть депутатов немецкого парламента, филологи, писатели, лингвисты весьма обеспокоены тем, что англоамериканизмы занимают прочное место в экономическом, политическом, военном, молодежном лексиконе страны. Вальтер Кремер основал в 1997 году «Общество защиты немецкого языка» (Общество «Немецкий язык», которое уже через 2 года включало более 8 тыс. членов), через которое осуществлялась разработанная немецким филологом стратегия непосредственного воздействия на тех, кто англицизмы навязывает немецкому языку.

Говоря о защите русского языка, думается, что одними запретительными мерами здесь не обойтись. Безусловно, правы те, кто говорит о том, что охрану языка невозможно осуществить только принудительно-законодательными способами, хотя это необходимый механизм регулирования языковой политики на государственном уровне. Необходимо найти «противовес», механизм которого может обеспечить ограждение процессу засилья иноязычных слов.
Всем следует понимать, что за сохранение языка отвечает не только государство, а, прежде всего, каждый человек. По твердому убеждению лингвиста А.В. Зеленина, каждому гражданину страны «…нужно начинать с себя (как я говорю? Всегда ли хорошо выражаю свои мысли? Красив ли и выразителен мой язык? использую ли я богатейшую языковую палитру стилистических возможностей русского языка?), а, в конечном счете (впрочем, именно, в «начальном»!), нужно научить любить, понимать и уважать свою страну, свой народ, который говорит на этом языке, и сам язык».

Мы твердо убеждены в том, что нужна планомерная и постоянная работа научно-просветительского плана, проводимая в школах, вузах, СМИ, конечная цель которой, по мнению лингвиста Л. Крысина, заключается в воспитании хорошего языкового вкуса. Следует кропотливо и вдумчиво формировать языковую культуру, передаваемую из поколения в поколение. Именно это образует историческую память народа, чувство национального самоуважения и ответственности за культуру нации. Нельзя допустить того, чтобы вся нация «лишилась иммунитета», потеряв главное – свой родной язык.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Привет от декана / все записи

События / все события

С 6 февраля 2014 года стартовал ежегодный  областной конкурс «Золотая молодежь Оренбуржья».

В соответствии с постановлением Правительства  Оренбургской области от 14 февраля 2011 года № 71-п и в целях поддержки талантливой молодежи в Оренбуржье с 6 февраля 2014 года стартует ежегодный областной конкурс «Золотая молодежь Оренбуржья».

Участниками конкурса могут быть молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Оренбургской области. Конкурс проходит с 06 февраля по 21 марта 2014 года в муниципальных образованиях Оренбургской области на уровне организаций, объединений и учреждений. Заявки на участие принимаются от министерств, ведомств, региональных общественных организаций, а также от органов по делам молодежи муниципальных образований Оренбургской области.

Положением конкурса предусмотрены следующие номинации: «Молодые лидеры», «Молодые ученые, инноваторы», «Лучшие в профессии», «Творческая молодежь», «Молодые спортсмены», «Молодые предприниматели», «Служу России!», «Поступок года».

Подробную информацию о предстоящем мероприятии можно получить в  деканате ФЖ или в организационном комитете (контактное лицо – ведущий специалист департамента молодежной политики Оренбургской области Ибрагимов Ильнур, тел. (3532) 78-60-21, (3532) 30-12-63, дополнительная информация размещена на сайте: http://www.kdm56.ru, молодежь56.рф).

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Позиционирование региона: проблемы, опыт, тенденции»

Конференция состоится 3-4 апреля 2014 года. Заявки на участие в конференции и тексты статей в сборник по итогам проведения конференции принимаются до 20 марта 2014 г.

Международный конкурс среди молодых журналистов «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»,

посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Срок подачи — 1 января — 24 марта 2014. При нажатии скачается положение конкурса.

Международная конференция «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи»

пройдет с 11 по 13 марта 2014 года. Рекомендуем регистрироваться и участвовать :)

Блоги / все записи

Опрос / все опросы

Вам нравится новый сайт ФЖ?

Loading ... Loading ...

Комментарии

dererter55a

Прикольный пост, на рсску подписался. Будем читать

skud

Интересные посты - читаются на одном дыхании. Пишите больше. От души респектую.

Автолюбитель

Сенкс. Интересно, и вообще полезный у Вас блог

Seo

Можно и поспорить по этому вопросу, ведь только в споре может родиться истина.

Москоу.рег

Я понял теперь, как на самом деле все круто. Автор, низко кланяюсь