Секреты успеха региона обсуждали на V Всероссийской научно-практической конференции «Позиционирование региона: проблемы, опыт, тенденции».
Положительный имидж, узнаваемость и высокая репутация — три главных составляющих обеспечивающих Оренбургской области привлечение инвестиций. А еще это шанс получить одобрение на участие в федеральных целевых программах, которые, в свою очередь, благоприятно сказываются на повышении уровня и качества жизни населения. Вопросами грамотного позиционирования Оренбуржья кафедра связей с общественностью факультета журналистики ОГУ занимается не первый год. Преподавателями кафедры опубликовано множество научных статей, монографии, студентами специальности «Реклама и связи с общественностью» разработаны PR-проекты, направленные на развитие имиджа Оренбургской области. Всероссийская научно-практическая конференция, которую ежегодно организует кафедра, позволяет обсудить новые направления и технологии в позиционировании региона, определиться с дальнейшей стратегией продвижения нашей области.
За круглым столом 23 марта собрались преподаватели факультета журналистики, представители Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, Управления по информационной работе и общественным связям администрации Оренбурга, оренбургской Ассоциации развития связей с общественностью, Торгово-промышленной палаты Оренбургской области. Участников конференции поприветствовал проректор по научной работе ОГУ С. Н. Летута. Он отметил важность данного мероприятия и пожелал участникам юбилейной конференции плодотворной работы. Доцент кафедры связей с общественностью ОГУ Ю. В. Кудашова в своем выступлении отметила, что сегодня уже сформировалось правильное понимание термина «позиционирование региона» — как информационно-коммуникационной деятельности, направленной на управление восприятием. И один из его главных принципов — системное информирование населения о событиях, происходящих в области. Но региональная пресса зачастую не справляется с этой задачей. В. И. Капустин, завкафедрой периодической печати и теории журналистики ОГУ, продемонстрировал собравшимся районные газеты, материалы которых вызывают грустную улыбку. Например, один из номеров ежедневной районки полностью посвящен яичной теме: здесь и полезные статьи про яйца, и рецепты различных блюд из этого продукта, и все, что угодно, кроме материалов из жизни провинции или областного центра.
Традиционно одним из самых важных на конференции является вопрос о политическом позиционировании региона. Г. В. Шешукова, профессор кафедры связей с общественностью, руководитель социологического центра «Общественное мнение», в своем докладе провела анализ итогов выборов в Государственную Думу (2011 г.) и Президента РФ (2012 г.) и отметила положительные тенденции в позиционировании Оренбургской области. Особое внимание участники конференции уделили вопросам позиционирования муниципальных образований Оренбургской области и использования интернет-технологий в продвижении имиджа городов и районов Оренбуржья. Анализ сайтов провела О.С. Кудрявцева, старший преподаватель кафедры связей с общественностью. Она отметила, что практически на всех городских и региональных интернет-страничках нет аналитической информации, отстает интерактивность, не реализована обратная связь с населением. А ведь грамотно оформленный и функционирующий сайт региональных муниципальных образований — очень важная составляющая позиционирования региона в целом. Работа в этом направлении идет, заверил участников А. П. Прусс, заместитель начальника управления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности губернатора и правительства Оренбургской области. В своем выступлении он заметил, что группой ученых МГУ им. М. В. Ломоносова разработана стратегия позиционирования Оренбуржья «Евразийские ворота России — пять приоритетов». В ней обозначены мощный промышленный потенциал нашей области, уникальное географическое положение, эффективное сельское хозяйство, перспективные для туризма и спорта природные объекты, богатое культурное наследие. Но, как отметил Анатолий Петрович, региональное информационное пространство по-прежнему остается фрагментарным, бессистемным, и это следствие того, что у нас нет специальной программы продвижения региона.
Для сравнения он продемонстрировал два короткометражных фильма об Оренбургской области: один из цикла «Мульти-Россия» — мультфильмы о разных регионах, городах и народностях России, другой сюжет — снятый английским журналистом Джоном Брауном. В них — две разные точки зрения на наш регион. А. П. Прусс рассказал об экономических выгодах, которые возможны благодаря реализации с 1 января 2012 года важнейшего интеграционного проекта — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.
— Сейчас идет активная борьба за инвестиционный «дождь», и нам надо «попасть» под него, — сказал Анатолий Петрович. — Уже подключились пиар-специалисты, и в качестве части программы мы можем предложить проект Оренбурга как рабочей столицы Евразийского союза — места для решения оперативных вопросов лидеров трех государств. Тем более такие встречи международного уровня у нас уже были. Кстати, к вопросу о недоработке внешнего имиджа: после встречи глав двух государств — России и Венесуэлы — Уго Чавеса спросили, где состоялась встреча. Он ответил, что в Оренбурге, где-то рядом с Азербайджаном. Поэтому проблем много, и мы должны их решать незамедлительно.
На круглом столе участники конференции также обсудили вопросы развития имиджа многонационального региона, дизайна региональных брендов. Они отметили положительные результаты информационной поддержки инновационного проекта — биокожи»Гиаматрикс», — разработанного в научно-производственной лаборатории клеточных технологий ОГУ. В докладе заведующего лабораторией Р. Р. Рахматуллина прозвучал тезис о роли средств массовой информации в продвижении инноваций. По его словам, они выступают в качестве посредника между учеными и потребителями.
Итогом конференции стал проект решения о развитии сотрудничества органов государственной власти, бизнес-структур, общественных организаций с кафедрой связей с общественностью факультета журналистики ОГУ.
кстати
Перед началом конференции гости смогли ознакомиться с тремя интересными выставками: «Позиционирование Оренбургской области: проблемы, опыт, тенденции», подготовленной научной библиотекой ОГУ; «Дизайн оренбургских брендов», организованной кафедрой дизайна под руководством О. Б. Чепуровой, и выставкой книг, журналов, монографий и других изданий, посвященных многонациональному Оренбуржью, представленной Научно-исследовательским институтом истории и этнографии Южного Урала ОГУ под руководством профессора В. В. Амелина.
Наталия ПОЛИТИКА
Газета «Оренбургский государственный университет,
N 13 (1115) от 28.03.2012