«Не знаешь, что делать? Сделай мужественное, умное лицо, чтобы все думали, что командир знает». Такой совет дал кадетам Андрей Зеленко, заместитель командира авиационной эскадрильи 117 Берлинского ордена Кутузова III степени военно-транспортного авиационного полка 61 ВА ВТА (ОН), подполковник, Герой Российской Федерации.
Привлечь, а тем более удержать внимание ребенка очень сложно. А если их тридцать? Андрея Жанновича это не смущает, он любит встречаться с подрастающим поколением нашего города. От вопросов, как правило, нет отбоя: ведь не каждому доводилось встречаться с человеком, получившим звание Героя РФ в мирное время. Его рассказы ребята слушают как заколдованные. Секрет прост: нужно на каждый вопрос отвечать с уважением, не забывая, что перед тобой хоть и маленький, а все же человек. Кроме того, ответ должен быть с юмором, чтобы слушатели не уставали. Поводом для встреч чаще всего бывает интерес к подвигу Андрея Зеленко, ребятам интересно узнать, что он чувствовал, было ли страшно и т.д.
А случилось все это 21 июня 2000 года. Самолет Ил-76 должен был выполнить рейс «Махачкала-Астрахань-Новосибирск». На борту 232 человека: дагестанские новобранцы и два экипажа. Вроде все как всегда, и вдруг на высоте 150 метров из строя выходят топливные насосы. Из-за этого возникает крен. Было принято решение развернуть самолет к ближайшему аэродрому. Крен усиливается, но, тем не менее, система управления работает, и это облегчает задачу. Как рассказал потом командир самолета Андрей Зеленко, страха не было, только чувство ответственности за людей и предчувствие, что все должно закончиться хорошо, хотя ни о какой уверенности в этом не могло быть и речи.
Из-за технических неполадок посадочная скорость составляла 400км/ч, вместо 250км/ч. Многие ребята летели впервые, поэтому сначала даже не поняли, что случилась авария. Убедившись, что дело совсем плохо, Андрей Жаннович отправил второй экипаж к призывникам, чтобы подготовить эвакуацию. Здесь нужно отдать должное команде, она успешно справилась с задачей: паники на борту не было, и сразу после остановки, все пассажиры эвакуировались. Также двум штурманам нижней кабины был отдан приказ оставить машину, и это спасло им жизнь. Сам командир покинул самолет последним. Через некоторое время, когда все уже были на безопасном расстоянии, машина, на борту которой находились несколько тонн горючего, взорвалась. Благодаря героизму командира, живы остались все.
Сейчас Андрей Жаннович работает в ФГУП «Оренбургские авиалинии» инженером по контролю летной эксплуатации. Вместе с женой Валерией растят двух маленьких детей. Пойдут ли они по стопам отца, пока неизвестно, но старший сын, в свои четыре года, уже многое знает об устройстве самолетов и своими вопросами о них ставит в тупик воспитателей детского сада.
Звание Героя Российской Федерации присвоено Андрею Зеленко 19 августа двухтысячного года.
Кристина МАТВЕЕВА