20 апреля студенты факультета журналистики ОГУ встретились с руководителем Московского бюро газеты Die Zeit господином Йоханнесом Фосвинкелем.
Ходить на пары этой весной становится интересней и интересней: штатные лекторы всё чаще уступают свое законное место гостям университета. В прошлом выпуске «Города Жэ» («ОУ» № 15 от 11.04.2007 г.) профессиональными секретами с будущими акулами пера делился известный оренбургский журналист В. Савельзон, а сегодня эстафетную палочку «нештатного преподавателя» принял его немецкий коллега. 20 апреля студенты факультета журналистики ОГУ встретились с руководителем Московского бюро газеты Die Zeit господином Йоханнесом Фосвинкелем.
«Работа в еженедельной газете значительно отличается от работы в ежедневной. От вас ждут аналитики, ведь голые факты уже давно всем известны!» — поучал нас на хорошем русском с легким акцентом г-н Фосвинкель. Отсутствие языкового барьера в сумме с природным обаянием гостя сделали свое дело: большинство студентов восторженно слушали лектора и постоянно задавали вопросы. «Скажите, а почему у вашей газеты такой большой формат?» — спросила второкурсница, держа в руках номер Die Zeit, своими размерами сильно напоминающий простыню. «Это уже традиция. А вообще наша газета — это не какое-нибудь легкое чтиво, поэтому ее обычно читают не в метро, а дома, всей семьей», — пояснил гость. «А почему ваше издание не выходит в России на русском языке?» — поинтересовалась другая студентка. «Это просто невыгодно! Издатели считают, что на сегодня нет такой публики, чтобы можно было много заработать», — объяснил лектор.
Й. Фосвинкель считает, что Москва — престижное место работы для немецкого корреспондента, ведь это одна из главных столиц мира. Главный минус — сложность русского языка. В Германии журналистское образование не играет очень важной роли. Самое главное — желание освоить эту профессию и наличие практики. Сам гость признался, что у него нет соответствующего диплома, за плечами только полуторагодичные курсы частной школы журналистики немецкого издательства, популярные в его стране.
В Германии богатый рынок региональной прессы, но каждый год тиражи понемногу снижаются, люди отходят от чтения газет. Эта проблема, конечно, актуальна сегодня и для России. В Die Zeit, как и во многих других немецких изданиях, основное внимание уделяется внутренним проблемам. Приходится буквально бороться за место для внешнеполитических материалов, которые, как показывают исследования, пользуются огромной популярностью на web-сайтах (газета выходит и в Интернете). Как выяснилось, редакция Die Zeit изучает не только интересы пользователей глобальной сети, но и работает с «живым» читателем: постоянных подписчиков приглашают на показы фильмов, политические дебаты, даже продают путевки под брендом собственной газеты. Кстати, г-ну Фосвинкелю самому не раз приходилось работать гидом в Москве. «И что вы в первую очередь показываете своим немецким читателям?» — интересуется декан факультета журналистики П. Г. Рыков. «Я веду их на рынок!» — ответил немецкий гость, вызвав восторг у аудитории.
Йоханнес Фосвинкель много говорил о методах получения информации: «Если правильно обращаться к людям, то они всё расскажут. Очень важно действительно интересоваться темой, по которой собираешь материал. Человек, увидев этот интерес, начинает открываться: ему приятно говорить, когда его внимательно слушают». Он затронул и проблемы профессиональной этики, заметив, что не стоит писать обо всём, что поведал герой во время душевной беседы.
Студентов интересовала тема свободы слова в Германии. Гость пояснил, что влиять на немецкие издания всё чаще стараются со стороны бизнеса, а не со стороны официальной власти. Но тут же вспомнил один забавный случай, доказывающий, что и Die Zeit иногда прослушивают. Три года назад Й. Фосвинкель собирался в Питер, его коллега попросила привезти оттуда сувенир — «зубачистики» (именно так выразился немецкий гость, заставив собравшихся улыбнуться) с изображением В. В. Путина (придумают же такое!). Но г-н Фосвинкель по забывчивости не выполнил ее просьбу. Через пару недель в редакцию пришел анонимный конверт, внутри которого и находились желаемые «зубачистики».
Эта история позабавила студентов, которым очень не хотелось расставаться с гостем. Но время подходило к концу. На прощание Йоханнесу Фосвинкелю были подарены сувениры с символикой ОГУ и подшивка номеров газеты «Оренбургский университет».
Елена РЯЗАНОВА
Газета » Оренбургский государственный университет» N 19 (880) от 09.05.2007